Советы путешествующим |
Советы путешествующим.
Как правило, все европейские поезда очень комфортабельны, даже региональные или местные поезда, которые условно относятся к поездам низкой категории, оснащены туалетами и отсеками для багажа и велосипедов, с мягкими сиденьями и чистыми окнами, и если оптимально разработать маршрут с учетом всех пожеланий и требований, то ваше путешествие станет незабываемым событием.
Система европейских железных дорог совсем не похожа на российскую. Причиной этому – короткие европейские расстояния, благодаря которым большинство поездок укладывается в несколько часов. Поезд для жителей Европы – повседневный транспорт, поезда ходят часто, залы ожидания в Европе на большинстве вокзалов просто не предусмотрены.
Европейские поезда останавливаются довольно часто, и редко какой поезд идет час-два без остановок. Зато сами остановки очень короткие. Даже на крупных станциях поезда стоят всего две-три минуты, а если нужно поменять направление движения – 5-7 минут. Поэтому выходить на станциях для прогулок или покупок бессмысленно. Еду и питье берите с собой заранее или покупайте в вагоне-ресторане.
Более продолжительные остановки бывают только в том случае, если к поезду прицепляют или отцепляют вагоны. Будьте внимательны – в пути поезд может делиться на две-три части, которые затем отправятся в разные стороны. В наибольшей степени это характерно для ночных поездов. Поэтому, садясь в поезд, обращайте внимание не только на номер пути, но и на маршрут данного конкретного вагона. Он указывается обычно на входной двери. Ту же осторожность стоит проявлять и в том случае, когда вы в пути следования решили перейти из одного вагона в другой.
Для удобства пассажиров европейцы делают составы короткими, в 5-10 вагонов, но таким образом, рейсов получается гораздо больше. В густонаселенных странах бывает необязательно даже знать расписание – можно просто прийти на вокзал, и быть уверенным, что уедешь через 15-20 минут.
Платформы в Европе не учитываются (нет числовой нумерации), считаются только пути. Зато нумерация путей бывает порой довольно запутанной. В общем, если станция вам незнакома, то полагайтесь на многочисленные указатели. Платформы разделены на секторы. Число секторов различается в разных странах - от двух до шести. Наиболее распространены варианты с делением на четыре и шесть секторов - A, B, C, D, E, F. Каждый поезд дальнего следования останавливается так, чтобы определенные вагоны попадали в определенные секторы. Например, вагоны первого класса - в секторы A и B, вагоны второго класса - в секторы C, D и E.
Порядок расположения вагонов в секторах для каждого поезда указан на специальной диаграмме, вывешиваемой либо на самой платформе, либо в здании вокзала. Вагоны там либо нарисованы, либо макетированы. Посмотрев на такую диаграмму, каждый пассажир может еще до прибытия поезда определить, где остановится его вагон. Или, если он не зарезервировал определенное место, он может узнать, где остановится группа подходящих ему вагонов, например, сидячих второго класса.
Следует иметь в виду, что иногда от разных частей платформы могут отправляться два совершенно разных поезда. И если в расписании для вашего поезда указан путь 4А, не попадите на 4В. Внешне это будет одна и та же платформа, но поезда с разных ее частей будут идти в противоположных направлениях.
На самой платформе, либо в здании вокзала на специальной диаграмме вывешивается порядок расположения вагонов в секторах для каждого поезда. Вагоны там либо нарисованы, либо макетированы. Посмотрев на такую диаграмму, каждый пассажир может еще до прибытия поезда определить, где остановится его вагон. Или, если он не зарезервировал определенное место, он может узнать, где остановится группа подходящих ему вагонов, например, сидячих второго класса. Такая же информация иногда появляется и на путевых табло, висящих обычно у входа на платформу. Но это бывает далеко не всегда. Обычно же там указывается, какой поезд и когда отправляется с данного пути, перечисляются основные пункты его маршрута. Там также может вывешиваться дополнительная информация – например, об обязательном резервировании мест или доплате в данном поезде, а также об опоздании.
Носильщики на европейских вокзалах – явление весьма и весьма редкое. В большинстве стран их попросту нет, как нет и багажных тележек. Правда, багажный сервис можно заказать, а лестницы часто снабжены транспортерами для багажа. Бывают и лифты к платформам.
Камеры хранения, есть практически на любой крупной и средней станции. Они бывают нескольких типов. Привычные нам ячейки, на дверце которых нужно набирать код. Есть ячейки с ключом, бросив монетку, можно закрыть дверцу на ключ и унести его с собой. Или вы бросаете монетки в автомат, он печатает квиток, на котором указан секретный код. Его надо ввести при открытии ячейки.
Туалеты на вокзалах обычно платные. На многих крупных станциях есть также душ.
Практически в каждом более-менее крупном городе есть несколько железнодорожных станций. Но, как правило, основной вокзал всего один. В стандартном случае он именуется "главным" или "центральным". Во многих европейских столицах, однако, главных вокзалов несколько и тогда поезда проходят с остановками минимум через два вокзала, а часто и через все.
Номер и маршрут вагона всегда указываются на входной двери.
В дневном поезде кондуктор обычно всего один или два на весь состав, так что может пройти немало времени, прежде чем он доберется до вас и проверит ваш билет. Кондуктор выполняет и роль проводника. Вам может придётся самим открывать дверь в вагон при посадке в поезд.
В большинстве стран о прибытии поезда на каждую станцию сообщает машинист по поездной трансляции. Однако в ночных поездах обычно сообщается о прибытии только на конечную станцию. Сами станции распознаются легко. Еще на подъезде к ней будет стоять большой освещенный щит, где белым по синему будет написано название станции. Такой же щит будет стоять и в начале перрона, и еще несколько будут рассредоточены по всей платформе через каждые несколько десятков метров.
В дневных поездах вы можете свободно перемещаться по поезду. В ночных поездах со спальными вагонами это затруднено и проводник здесь есть в каждом вагоне.
Никогда не выбрасывайте билет, пока вы не покинули вокзал станции назначения. Бывает, что в поезде вас так и не попросят предъявить билет, но зато потребуют его при выходе.